Новости по теме

Всякий человек носит в себе Музей…

16 мая, в эту субботу, Музей-библиотека Н.Ф. Федорова при Библиотеке №180...

О выпуске альманаха «Самопознание»

На сайте политической консервативной мысли «Русская Idea» в разделе...

К списку новостей

Статьи по теме

Как известно, общество думает и творит главным образом через свою элиту. К человеку массы нельзя предъявлять завышенные требования: его бытие может и не выходить за горизонт воли к жизни.

Что бы, если бы…

И в сослагательно-виртуальной перспективе можно работать вполне серьезно и...

К списку статей

О бедном государе замолвите слово… Размышление о незавидной судьбе проектов модернизации России сверху

О бедном государе замолвите слово… Размышление о незавидной судьбе проектов модернизации России сверху

О бедном государе замолвите слово… Размышление о незавидной судьбе проектов модернизации России сверху


Хотели, как лучше, а получилось – как всегда

В.С. Черномырдин


С чего можно начать разговор с современным русским реформатором? – Конечно с истории! Так мы и поступим.


«Единодержавие Московских государей, начиная с великого князя Ивана Васильевича III, по-видимому, должно было зараз изменить весь строй общественной жизни на Руси, но на деле это было далеко не так. Изменения в строе действительно совершались, но едва заметно, и старое заменялось новым большею частью не по распоряжению верховной власти, не насилием, а естественным требованием жизни», – так описывал главный парадокс русской модернизации известный историк 19 века Иван Беляев.1

Это наблюдение указывает нам на огромную историческую глубину проблемы непреднамеренных эффектов, возникающих в результате попыток реформировать государство российское осознанно, или, говоря словами Ивана Грозного, «по многомятежному человеческому хотению, но отнюдь не по Божьему изволению». В этом смысле всю историю России можно представить в виде последовательности попыток модернизации, т.е. попыток привести страну и людей к модерну, по крайней мере, начиная с петровских реформ и заканчивая медведевскими. Тогда перед нашими глазами предстанет поразительная череда огромных человеческих усилий (как правителей, так и самого народа), предпринятых, как водится, с самыми благородными намерениями, правда, осуществленных не всегда достойными средствами. Но, тем не менее, эти попытки модернизировать страну всегда заканчивались одним неизменным результатом: полным провалом или всего лишь профанацией всего начинания. Печальная судьба всех попыток реформировать Россию по «злобесному хотению разуму», цитируя того же Грозного, вызывает странное ощущение от происходящего в нашей стране на протяжении веков. Оно известно под красивым французским названием dejà-vu, что в буквальном переводе означает всего-навсего “уже виденное”. И действительно: где-то мы уже неоднократно видели такие явно непреднамеренные результаты, как провал замысла, извращение идеи, крах очередного модернизационного проекта

Можно даже взять на себя смелость утверждать, что эта обреченность реформаторов сверху и есть самое древнее наследие нашей истории, от которого мы никуда не денемся и сейчас. Таким своеобразным будет наш ответ на вопрос знаменитого немецкого социолога Макса Вебера, вопрошавшего еще в начале 20 века: «Что можно считать в сегодняшней России «историческим»?» Великий ученый также полагал, что помимо церкви и крестьянской общины, «ничего, кроме абсолютной власти царя, унаследованной от татарских времен; то есть системы власти, которая после распада «органической» структуры, определявшей облик России 17-18 веков, буквально повисла в воздухе свободы, принесенной сюда ветром, вопреки всякой исторической логике».2

Итак, следуя за классиком, можно говорить о неограниченной верховной власти как о единственном российском «историческом феномене». Неудивительно, что именно верховным русским правителям доводилось выступать в роли реформаторов сверху. При этом для всех модернизаторов России была характерна замечательная асимметрия в их отношении к модернизируемым: правитель действует во имя всеобщего блага, которое он сам и определяет; он требует от подданных полного послушания, сам же не признает никакой ответственности перед кем-либо. Или говоря словами петровского «Устава воинского»: «Его величество есть самодержавный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять». Стоит заметить, что здесь царь Петр крайне инструментально подходил к идеям, позаимствованным из сочинений европейских просветителей вроде Самуила Пуфендорфа. Ведь именно из трудов последнего – кстати, переведенных по прямому повелению царя – образованная Россия узнала, что власть в государстве принадлежит не только «предназначенным от Бога властям», и что вполне возможно «правление известными некими границами описати».3

Петр Великий, этот предшественник нынешних реформаторов сверху, действительно преуспел в том, чтобы расширить легитимацию автократического правления, представив его в качестве долга верховного правителя служить своему народу в интересах «общего блага» и прогресса.4 Неудивительно, что среди крупных европейских мыслителей, восхищавшихся облеченным неограниченной властью правителем, который отдавал всего себя делу модернизации России в духе идей европейского Просвещения, мы встречаем громкие имена Лейбница и Вольтера.

Для наших сегодняшних модернизаторов «суверенной демократии» также может быть интересен исторический опыт обоснования права правителя самому определять преемника по «правде воли монаршей». Ведь в одноименном трактате идеолог петровской модернизации Феофан Прокопович уже тогда доходчиво объяснил «простосердечным, но мало ведущим человекам», что силой своей неограниченной законодательной власти правитель может отменить существующий принцип передачи власти согласно действующему «основному закону». Естественно, введенный правителем новый закон одобряется народом – «всенародною присягою засвидетельствованный», говоря словами преосвященного Феофана. Так, уже триста лет назад был обоснован – до сих пор очень современный – русский феномен: власти ни выборной, ни наследственной, а некой третьей – назначаемой (regnum alicui traditur)…

Разработанные в петровскую эпоху политические формулы и фигуры речи, активно использовались его последователями в деле «модернизации сверху». Например, Екатериной II, которая – уже по эстетическим соображениям – стремилась освободиться от обвинений в собственном деспотизме в смысле неограниченного произвола верховной власти. Ей больше нравились декларации о консенсусе правителя и народа в духе древнеримского «consensus omnium» («всеобщего согласия»). Отсюда же вытекает ее приглашение в Россию французского просветителя Дени Дидро в качестве одного из элементов европейской PR-компании с целью легитимации своего царствования. Причем действовала она явно в подражание жеста прусского короля Фридриха II, двадцатью годами ранее пригласившего в Потсдам знаменитого Вольтера. Однако императрица напрасно надеялась добиться от европейской знаменитости понимания только ей ведомого различения между деспотизмом (как полным произволом одного правителя) и абсолютной монархией (где правитель почему-то признает свою обязанность править по законам). Стоит ли говорить, как Екатерина была разочарована настойчивыми попытками Дидро разъяснить ей зло абсолютистской власти. Ведь говоря о своей реформаторской деятельности, она уверяла всех в том, что «предлог самодержавного правления» не в том, «чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действия их направити к получению самаго большаго ото всех добра».5

Итак, согласно единственной укорененной традиции деспотической власти, выдающиеся модернизаторы России сами были «принципиальными деспотами». Это историческое обстоятельство привело уже упоминавшегося Макса Вебера к неутешительному для нас выводу: «Страна, еще каких-то 100 назад напоминавшая своими наиболее укорененными в национальной традиции институтами монархию Диоклетиана, не может найти такую формулу «реформы», которая имела бы местные «исторические» корни и была бы при этом жизнеспособной».6 По сути, это приговор для всех попыток модернизации в обход общества. Это обстоятельство никак нельзя упускать из виду тем, кто все еще всерьез надеется на возможность построения другого будущего России.

logosfera_Christmaskich.jpg 

А каждому инициатору очередной модернизации России стоит помнить о судьбе реформаторских начинаний самого знаменитого русского реформатора – Петра I. Ведь единственным его нововведением, которое нашло горячий отклик в душах русских людей и по сей день практикуется ими – не только в соответствии с буквой, но и с духом царского указа, – явилось празднование Нового года.7

Хотя достаточно ознакомиться с этим поразительным актом петровских инноваций, чтобы и здесь обнаружить царственный волюнтаризм. Ведь традиция новогодних и рождественских праздников сложилась на том же Западе как бы «естественно»: т.е. явно не по указке сверху. Но, как видим, для русской власти никогда не представляло особой проблемы приказать своим подданным, например, праздновать и веселиться.8 Таким образом, и само празднование Нового года есть не что иное, как результат высочайшей интервенции в сферу, казалось бы, совершенно приватную. Однако указ Петра I-го не оставлял приватности никакого шанса, надолго (до сих пор?) определив парадигму соотношения публичное/частное – вполне в духе бюрократа Огурцова из «Карнавальной ночи» в исполнении Игоря Ильинского: «Товарищи, есть установка встретить Новый год…».

Впрочем, в утешение всем нам скажем, что окружении каждого модернизатора наверняка найдется свой Феофан Прокопович, который растолкует непонятливым про неограниченную власть, которую «должен всяк государь иметь к управлению и исправлению своего отечества». Ведь правитель «может повелевать народу не только все, что к знатной пользе отечества своего потребно, но и все, что ему не понравиться, только бы народу не вредно и воли божией не противно было».9

___________________________

1 Беляев И. Д. Судьбы земщины и выборного начала на Руси. М.: Москва, 2008. С. 86.

2 Вебер М. К положению буржуазной демократии в России / Вебер М. О России: Избранное. М.: РОССПЭН, 2007. С. 14.

3 Пуфендорф С. О должности человека и гражданина по закону естественному. СПб., 1726. Цит. по: И.В. Курукин. Попытка ограничения самодержавия и уровни политического сознания «шляхетства» в 1730 г. / «Вводя нравы и обычаи Европейские в Европейском народе»: К проблеме адаптации западных идей и практик в Российской империи. М., РОССПЭН, 2008. С. 61, 62.

4 Архиепископ Феофан Прокопович неоднократно называл царя Петра «министром Всевышнего». См.: Феофан Прокопович. Сочинения. М.; Л., 1961.

6 Вебер М. Указ. соч.

7 О. Хархордин дает такое объяснение этого феномена: реформы Петра I, «которые привели к многочисленным изменениям в обычаях и повседневной жизни – т.е. в сферах, куда едва ли вмешивались московские князья и цари – вероятно, оказались успешными только благодаря использованию механизмов традиционной власти, позволивших преодолеть величайшее сопротивление». См.: Олег Хархордин. Что такое «государство»? Русский термин в европейском контексте / Понятие государства в четырех языках: Сб. статей. СПб.; М., 2002. С. 181.

8 См. (по любому источнику) указ Петра I от 20 декабря 1699 года:

«<…> А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в доме своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых – по образцам, каковы сделаны на Гостином дворе и у нижней Аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно.

А людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей поставить. И чтоб то поспело ныне будущего января к 1 числу сего года, а стоять тому украшению января по седьмой день того ж 1700 года.

Да января ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя с Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет -- то по всем знатным дворам боярам, и окольничим, и думным, и ближним, и знатным людям палатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям каждому на своем дворе из небольших пушечек, если у кого есть, и из нескольких мушкетов или иного мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится<…>».

9 Феофан Прокопович. О правде воли монаршей. СПб., 1726. Цит. по: Панегирическая литература петровского времени. Под ред. В. Гребенюка. М., 1979. С. 289, 292.


Об авторе:
Кильдюшов Олег Васильевич - философ, переводчик, публицист, руководитель аналитического отдела Издательской и консалтинговой группы «Праксис», обозреватель журнала «Сократ».

Теги: Что я сказал бы президенту?

Автор:  Олег КИЛЬДЮШОВ

Комментарии (6) 01.12.2010

Обсуждение:
Guest
Ну вот, оказывается, что Петр I всего лишь Дед Мороз, не более того!
ИмяЦитировать
Кальченко Артем Алексеевич, студент магистратуры кафедры этики Российского Университета Дружбы Народов
Действительно, судьба у Российских реформаторов всех поколений и уровней не завидная. Наше население, наша природа, наша страна не терпит грубых вмешательств. Даже армии Гитлера и Наполеона заряженные колосальным духом, мощью и энергией, вязли в болотах, мерзли в морозы, встречали ожесточенное партизанское сопротивление. В конечном выплевывались обратно на Запад побитые, поколеченные, униженные.
Россия, как женщина, к ней нужно знать подход. Силой и напором ее не возьмешь. Это получилось только у Золотой Орды. И вряд ли у кого еще получится. Во все революции, оккупации и реформы Россию заманивали нежностью, ласками, обещанием красивого будущего, дорогими подарками.
Труд реформатора в России суров. Вкладывая всю энергию, можно получить результат с КПД в 1%.  Вся эта энергия вязнет в болотах, замерзает в морозы, встречает ожесточенное сопротивление среди населения и подчиненных.
ИмяЦитировать
Барковская Анастасия, РУДН
Государство должно в первую очередь быть ориентировано в своей созидательной деятельности на расцвет будущих поколений и на эволюционное построение новой будущей цивилизации с помощью развития и поощрения образования и культуры. Все реформы должны быть ясны и понятны каждому гражданину, что бы не возникало ситуации похожей на: "да здравствует Константин и жена его Конституция". Нелепо.
Для процветания государства необходимо, чтобы его население принимало те же ценности модернизации и ее необходимость. Для того, чтобы что-либо прижилось, это должно идти снизу, а не из-под палки. Граждане консервативны в своем подавляющем большинстве, так как склонность к переменам более свойственна молодому поколению, которое не является преобладающим; консервативно настроенное население для которого "раньше небо было голубее, трава зеленее" все перемены, нарушающие их образ жизни - от лукавого, поэтому они готовы отстаивать свою государственность, ее уникальность и привычные принципы бытия. Новое почти всегда усваивается с трудом,  модернизация, которая у нас всегда происходит по принципу "с завтрашнего дня делаем вот так" не имеет под собой твердой почвы, фундамента, а значит встречает критику и негативное восприятие. Если же почва перемен подготовлена, то стоит говорить уже о планомерном поступательном развитии, эволюции. Государство не должно подавлять, оно должно существовать для народа, его интересов и ценностей, не уничтожая в нем волю, творческие порывы и начинания. Тогда его развитие само пойдет по тому пути, который является наилучшим для его граждан. Граждане в свою очередь должны заниматься деятельностью, согласно своей профессии и призванию, кроме того, не стоит забывать о таком важном понятии как профессионализм. Он предполагает усиление социальной активности личности и увеличение степени ее ответственности, как за собственную судьбу, так и за повышение эффективности  процессов в обществе . Таким образом, если каждый будет занят своим делом и выполнять его максимально эффективно, то и государство будет процветать.
Цитата
Кальченко Артем Алексеевич, студент магистратуры кафедры этики Российского Университета Дружбы Народов пишет:
Труд реформатора в России суров. Вкладывая всю энергию, можно получить результат с КПД в 1%.  Вся эта энергия вязнет в болотах, замерзает в морозы, встречает ожесточенное сопротивление среди населения и подчиненных.
На мой взгляд, энергия вязнет в болотах по одной простой причине - граждане сильно отдалены от лиц, принимающих решения. Пресловутое гражданское общество, о котором столь много говорят в последнее время, еще находится в стадии становления. Все это приводит к тому, что большая часть населения не понимает зачем все это нужно и какая будет в конечном счете выгода и для каждого жителя страны, и государства в целом.
Необходимо проводить нечто вроде просветительской работы с населением, больше подключать его к управлению государством, тогда выработанные в верхах решения будут больше соответствовать особенностям нашей страны, ее реалиям, и реформаторы смогут получить качественный результат, потому как заинтересованы в выполнении поставленной задачи будут все.
Корень всех проблем с модернизацией страны Олег Васильевич сказал в одной предложении: "правитель действует во имя всеобщего блага, которое он сам и определяет". В этом кроется реформаторская ошибка.
ИмяЦитировать
Диана Сивакова
Тема слаборазвитого самосознания русского народа и, как следствие, произвола власти в Земле Русской давно обсуждается, на все лады. Прискорбная констатация русским человеком этого факта доставляет этому самому русскому человеку просто-таки мазохистское удовольствие.
И причины этой слабости самосознания всем давно известны? главная из которых - в России никогда не было условий для развития полноценной личности. Всё сводится к простой формуле: «У каждого народа то правительство, которого он заслуживает». Другой вопрос – что нужно для того, чтобы мы наконец заслужи адекватное, вменяемое правительство. Об этом тоже очень много и очень давно говорят, но сдвиги в положительную сторону пока мало заметны. Поменьше прискорбных нот в голосе. Вообще, поменьше слов. Больше внутренней, духовной работы каждого члена общества, и тогда конструктивные перемены не заставят себя ждать. Всё должно начинаться с сознания (и самосознания), имхо.
ИмяЦитировать
Раух
действительно, когда эта власть от нас отстанет? ностальгия по уходящему путинизму - ему от нас не нужна была модернизация...
ИмяЦитировать
Комментировать

Возврат к списку

Русская философия > ЛогоСфера: философский журнал