Новости по теме

Всякий человек носит в себе Музей…

16 мая, в эту субботу, Музей-библиотека Н.Ф. Федорова при Библиотеке №180...

О выпуске альманаха «Самопознание»

На сайте политической консервативной мысли «Русская Idea» в разделе...

К списку новостей

Статьи по теме

Как известно, общество думает и творит главным образом через свою элиту. К человеку массы нельзя предъявлять завышенные требования: его бытие может и не выходить за горизонт воли к жизни.

Что бы, если бы…

И в сослагательно-виртуальной перспективе можно работать вполне серьезно и...

К списку статей

Развитие отечественной фундаментальной науки как важнейший фактор модернизаци РФ

Развитие отечественной фундаментальной науки как важнейший фактор модернизаци РФ

Развитие отечественной фундаментальной науки как важнейший фактор модернизаци РФ


За последние два десятка лет отечественная наука заметно сдала свои позиции в мировых рейтингах. Этот общеизвестный факт контрастирует с существенным ростом научных исследований и доли в мировой науке таких государств как Бразилия, Индия и Китай (т.е. других стран системы, называемой БРИК). Один из наиболее авторитетных исследователей советской и российской науки Л. Грэхем предпринял анализ последствий перестройки и состояния науки в России после 1991 года. По его мнению, "экономический кризис 1990-х гг. подвел российскую науку к гибели ближе, чем политические репрессии сталинских времен" [Грэхем, 1998, с. 16]. С конца 1990-х гг. положение отечественной науки не улучшилось. Если страны "Большой семерки" тратят на развитие науки 500 (и более) миллиардов долларов в год, то ныне РФ – максимум 1.5-2 миллиарда.

Несмотря на неоднократные громкие заявления самых высоких представителей российской власти о насущной необходимости модернизации РФ каких-либо существенных прорывов в финансировании науки и высшего образования, а, стало быть, в положении ученых и преподавателей в обозримом будущем (пять, а то и десять лет) ожидать вряд ли приходится. В связи с этим проблема сохранения научного потенциала приобретает особую остроту. Естественное старение научных кадров, отток ученых и преподавателей (занимающихся научными исследованиями) в другие сферы деятельности, резкое снижение престижности научных и педагогических профессий придает проблеме сохранения научного потенциала статус проблемы, предопределяющей будущее России как высокоразвитой страны хотя бы в мечтах претендующей на вхождение в "золотой миллиард" человечества. В настоящее время о России можно говорить лишь как о развивающемся государстве, и потенциал её развития в направлении создания постиндустриального общества всецело определяется состоянием и перспективами развития научных и образовательных структур, которые только и способны изменить структуру формирования внутреннего национального продукта – существенно сократить сырьевую составляющую и увеличить составляющую, формируемую продуктами, полученными в результате применения высоких технологий и интеллектуальной деятельности.

Как можно (и дóлжно!) не только сохранять и развивать научный потенциал до того счастливого момента, когда стратегия государственной политики в отношении науки изменится на всемерную и – не побоюсь произнести этого слова – щедрую поддержку? Какие принципы должны быть заложены в фундамент формирования политики России в области науки и технологий? Какая стратегия представляется не просто оптимальной, а выигрышной? Наконец, какие конкретно организационные формы поддержки и развития научных исследований соответствуют этой стратегии? Думается, что предлагаемая ниже стратегия будет подходить не только к российским реалиям, но и ко всем развивающимся странам, которые склонны финансировать науку и образование по остаточному принципу.


Два альтернативных подхода к формированию стратегии развития общественных структур

В истории социальной мысли явно или неявно соперничали два подхода. Один исходил из примата "целого" над "частным", а другой наоборот ставил на "частное" и обусловливал успех "целого" успехом развития его элементов ("частного"). Первый подход можно условно назвать социальным реализмом, второй – социальным номинализмом.

Социальный реализм, представленный наиболее рельефно, например, именами Г.В.Ф. Гегеля и К. Маркса ("человек – это совокупность всех общественных отношений") предполагал, что развитие общественного организма и его элементов (человека, отдельных социальных групп) определяется целым – абсолютной идеей (Гегель) или борьбой классов (Маркс). При этом диалектика преобразования "класса в себе" в "класс для себя" порождала на практике пренебрежение к человеческой жизни, насилие над личностью, оправдание трагедии отдельного человека светлым будущим человечества. Здесь можно говорить о социальном утопизме, который находит питательную почву в концептуальном арсенале социального реализма.

Социальный номинализм, представленный, прежде всего, либерализмом и его идейными предшественниками (Дж. Локк, Д. Юм, А. Смит, Дж. Милль) предполагал, что человек и его права и свободы приоритетны перед государством, что само государство является своего рода результатом общественного договора, и оно лишь обеспечивает своим гражданам более "комфортное" существование. Экономические последствия стратегии, основанной на идеях социального номинализма, привели к тому, что ряд государств достиг значительных успехов в обеспечении благосостояния людей, составив тот самый «золотой миллиард».

Стратегия, (чаще всего неявно) основанная на принципах социального реализма в области управления наукой связывается в первую очередь с деятельностью крупных институтов, вузов, организаций, выбором безусловно "перспективных" направлений, "ведущих" институтов или вузов. Именно последние должны получать приоритетное финансирование и поддержку. Именно последние определяют прогресс науки. Этот подход у нас представлен теми чиновниками от науки, которые настаивают на том, что финансовые ресурсы необходимо сосредоточить на нескольких приоритетных направлениях, приступить к созданию ограниченного числа федеральных исследовательских университетов и т.д.

Российские реалии таковы, что и приоритетные направления, и другие выбор "ограниченного" числа ведущих университетов будут определяться и определяются связями и статусом либо тех или иных политических фигур и лоббистов, либо вненаучным статусом некоторых академических "тяжеловесов". Так оно, видимо, и получается: статус федеральных университетов получили, главным образом, те университеты, расположение которых соответствует некоторым геополитическим соображениям, либо те, которые имеют влиятельных лоббистов в Москве.

Последние тенденции управления наукой и высшим образованием в России свидетельствуют, что стратегии как научной, так и образовательной политики задаются установками именно социального реализма. Определены приоритетные направления, проранжированы вузы, некоторые из которых объявлены «ведущими» (федеральными или исследовательскими) и будут соответственно поддерживаться. Конечно, можно было бы только порадоваться за коллег, которые, возможно, будут получать более достойную зарплату, смогут свободнее покупать приборы и продвигаться вперед в своих исследованиях и разработках. Другие же, по-видимому, будут недополучать то, что предстоит добавлять "ведущим" организациям и еще более и более отставать и в материальном, и информационном благополучии.

Впрочем, некоторые старые вузы уже объявлены национальным достоянием, и преподаватели в них получают зарплату в 1,5 раза выше своих коллег, работающих в учреждениях, не убеленных сединами. Возникает вопрос: национальным достоянием являются стены этих вузов или их научный и образовательный потенциал? Почему, скажем, я, как профессор Казанского университета, был более ценен (и, так сказать, оплачиваем) по сравнению с тем, когда перешел работать в Ульяновский университет? От этого перемещения в пространстве снизилась моя научная и педагогическая квалификация (если судить по заработной плате, то в 1,5 раза)? Мой опыт для становления нового вуза являлся с точки зрения государства менее значимым, нежели дальнейшее пребывание в стенах славного Казанского университета? Стоит ли приплачивать гусям за то, что они некогда спасли Рим?

Полагаю, что система оплаты в вузах ныне крайне, мягко выражаясь, неудачна и никак не способствует ни росту собственно преподавательского мастерства, ни уж тем более росту научной продуктивности. Нельзя платить – как ныне – за учёные степени, ибо значительная доля научной активности связана с получением вожделенных степеней. Между тем диссертация должна быть побочным продуктом научной деятельности, не прибавляющей носителю учёной степени материальных благ. В противном случае зачастую происходит неверная расстановка акцентов: диссертация (для самого преподавателя, для вуза) более ценна и весома, нежели собственно научный результат.

Несмотря на неоднократные призывы и весьма скромное число мегагрантов, нет стимулов возвращаться в своё отечество из-за рубежа и учёным, которые уехали туда по тем или иным обстоятельствам и которые могли бы обогатить российскую науку своим опытом и знаниями, приобретенными в заморских университетах и лабораториях. Один только 94-й федеральный закон делает Россию очень неласковой не только к её обитателям, но и покинувшим её гражданам; о шпиономании даже и упоминать не имеет смысла – при сохранении оной на какие-то широкомасштабные (нано)технологические прорывы даже при иных благоприятных условиях вряд ли можно рассчитывать всерьёз. Хочется надеяться, что указанные препятствия будут (желательно в скором времени) ликвидированы и можно будет наукой заниматься в "свободном" режиме.

Постараюсь аргументировать подробнее необходимость изменения научной политики в РФ в пользу переноса акцентов на грантовые фонды, которые могут более эффективно обеспечить фундамент для модернизации РФ. Имея в виду, разумеется, этот "свободный" режим.


Стратегия развития науки, основанная на принципах социального номинализма

Гениальная идея, способная перевернуть мир или сделать его лучше, всегда возникает в мозгу одного человека. Озарение всегда является плодом длительных размышлений, упорного труда, оттачивания интуиции отдельного человека. Впоследствии идея может и должна "доводиться" в научном коллективе, шлифоваться в процессе научных дискуссий и обмена мнений между коллегами. Среда оформления научной идеи в "материальную" силу, концепцию, завоевывающую массы, никогда не представляет из себя крупный институт и уж тем более университет. Это чаще всего сравнительно небольшой коллектив. Коллектив людей, одержимых – но только какое-то время! - одной идеей. Если идея хороша, то имеет шанс когда-то лечь в основу деятельности научного направления, представленного уже множеством коллективов. Если же идея недостаточно хороша, то со временем сей факт осознается самим коллективом и его члены перетекут в коллективы, занятые разработкой новых идей и концепций. Процесс рождения и смерти исследовательских коллективов – естественная форма развития науки, предопределенная конкуренцией и отбором исследовательских программ. Институциональное "консервирование" такого рода коллективов значительно тормозит ее развитие. Поэтому выигрышная стратегия должна основываться на свободе и всемерной поддержке научного творчества – отдельного человека (ученого) и научных коллективов.

Это вовсе не декларация, а положение, претендующее на основополагающее в планировании научной стратегии. Как известно, "научная результативность, являясь функцией от капиталовложений и организации науки, пропорциональна лишь логарифму от ассигнований, но прямо пропорциональна степени организации науки" (выделено мною – В.Б.) [Яблонский, 1986, c. 207]. Поэтому выбор стратегии – ключевой вопрос для судеб российской науки и, в конечном счете, ключевой для судеб развития страны не как сырьевого (и, стало быть, временного) придатка "золотого миллиарда", а полноправного члена клуба развитых государств, обеспечивающих своим гражданам достойную и безопасную жизнь.

Стратегия организации науки должна исходить из принципов социального номинализма. Главное действующее лицо здесь – конкретный ученый и тот творческий коллектив, который создается для решения для или иных исследовательских или конструкторских задач.

Институт, вуз могут считаться ведущими вовсе не «по определению», а потому, что в нем работает ученые, которые постоянно, в режиме обязательной и открытой состязательности с коллегами, подтверждают свое высокую репутацию. Они не должны пользоваться заслугами своих великих предшественников, которые творили десятилетия или даже столетия в прошлом (М.В. Ломоносова, Н.И. Лобачевского, А.М. Бутлерова и т.д.). Наука на личностном уровне развивается некумулятивно. Она подобна птице Феникс: только постоянно сжигая себя, наука способна возрождаться. Если поддерживать научных мертвецов и строить научную стратегию, отталкиваясь от надгробных плит, то ни сохранить научное сообщество, ни приумножить список великих научных достижений не удастся.

Иными словами, поддержки достойны только конкретные люди и небольшие мобильные исследовательские группы. "Большой институт (тысячи сотрудников), не имеющий перед собой научной проблемы национального уровня, это почти всегда неизбежная бюрократическая иерархическая структура, в которой тонут молодые оригинальные исследователи и их идеи" – справедливо замечал В.С.Летохов [Летохов, 2004].


Об организационных формах реализации научной политики

Такого рода поддержка обеспечивается только посредством гибкой грантовой системы, представленной ныне, в основном, Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ).

Независимая и объективная экспертиза, которая должна и в значительной мере осуществляется в фондах, позволяет выявлять наиболее перспективные и глубоко продуманные проекты, сохранять и приумножать концептуальный арсенал науки и технологий. Грантовая система оставляет открытым вопрос о «приоритетных» направлениях и ведущих научных организациях. Ученый или научный коллектив предъявляет независимой экспертизе свои наработки, которая оценивает их с точки зрения возможности финансирования, и благодаря которой на некоторое время эти наработки становятся приоритетными.

Опыт истории (причем и сравнительно недавний) показывает, что научный прогресс (особенно в области фундаментальной науки) трудно (если вообще) предсказуем на сколько-нибудь разумный период. Прогресс совершается «здесь и сейчас». Его природа такова, что в принципе не позволяет видеть вперед на десятилетие, а иногда даже и на несколько лет. Чем более, так сказать, фундаментальнее открытие, тем менее оно предсказуемо. Стягивая фронт научного поиска до нескольких "приоритетних" направлений или финансируя «ведущие» вузы, мы рискуем оказаться – в который раз! – на обочине и научного, и технологического прогресса1. Пример Китая, который также выбрал стратегию поддержки ведущих вузов, к нам неприменим, т.к. там существенно возрастает количество ученых, причем ученых молодого возраста. В РФ же работа в вузах и НИИ непривлекательна ввиду более, чем скромных зарплат. Генератором и носителем новых идей и технологий всегда был и будет конкретный (пусть и не имеющий шанс оставить след в истории науки) человек. Поэтому ни в коем случае нельзя сужать поле научного поиска, нельзя осуществлять селекцию перспективных и неперспективных институтов, вузов, направлений и технологий и т.п. Только существенный перенос акцента с общего (институт, вуз) на частное (человек) путем качественного скачка (и в смысле финансирования, и в смысле расширения) грантовой системы позволит сохранить разнообразие и потенциал отечественной науки и образования.

___________

Литература:

Грэхем Л. Устойчива ли наука к стрессу? // Вопросы истории естествознания и техники, 1998, № 4.

Летохов В.С. Реформа науки опоздала на четверть века. Творчески активные исследователи у нас не считаются национальным богатством, и у них мало перспективы в бюрократическом научном сообществе // Независимая газета, 2004. 13 октября.

Яблонский А.И. Математические модели в исследовании науки. М.: Наука, 1986


ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Каких-то 17-18 лет назад мои знакомые радиоинженеры серьезно обсуждали проблему наискорейшего получения радиопозывных людьми, которые хотели бы пользоваться переговорными устройствами типа "воки-токи". Никто из них и подумать не мог, что через считанные годы начнется бурное развитие сотовой связи. Прогресс как всегда пошел непроторенными и непредвиденными путями, контуры которых можно было проглядеть лишь на пару-тройку лет вперед. Как отмечал И.И. Артоболевский, часто бывает наиболее плодотворно не само открытие, а его побочный продукт. Инновации, отсутствием которых озабочены российские власти – лишь вторичная функция науки. И это должны были бы понимать чиновники.


Об авторе: Валентин Александрович Бажанов, Заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор, Ульяновский государственный университет.

Теги: Что я сказал бы президенту?

Автор:  Валентин БАЖАНОВ

Комментарии (1) 29.11.2010

Обсуждение:
Алексей Демьянов
Интересная статья.
ИмяЦитировать
Комментировать

Возврат к списку

Русская философия > ЛогоСфера: философский журнал