Оглавление
Вместо предисловия11
Вопрос об отношении «материальной» культуры к духовной11
Метафизическая точка зрения и ее переживания12
«Экономический материализм», его достоинства и недостатки13
Пределы экономического объяснения истории в «Очерках»14
Возражения «субъективной школы»15
Народный характер – причина или следствие истории культуры?16
Содержание второй части «Очерков»17
Очерк пятый. Церковь и вера18
I. Начало русской религиозности18
Два противоположных мнения о значении религии для русской культуры и общая их ошибка19
Киевский Патерик, как источник для характеристики древнейшей религиозности20
Характер древнерусского подвижничества: физический труд, как духовный подвиг; бдение и пост20
Борьба с плотью и с ночными страхами20
Незнакомство с высшими формами подвижничества; подозрительное отношение к книге и учености21
Греческий устав и его выполнение23
Состояние религиозности в окружающем обществе23
Взаимные отношения мира и монастыря24
II. Национализация русской веры и церкви26
Первоначальная обособленность мира и клира27
Их взаимное сближение, как следствие упадка уровня пастырей и подъема уровня массы27
Национализация веры, как продукт этого взаимного сближения: особенности русской веры по наблюдениям приезжих с запада и востока28
Национализация церкви. – Постепенное освобождение от власти константинопольского патриархата30
Впечатление Флорентийской унии и взятия Константинополя30
Происхождение теории о «Москве-третьем Риме»32
Легенда о начале русской церкви от апостола Андрея33
Роль государственной власти при национализации церкви. – Власть византийского императора над церковью и переход ее к московскому князю33
Роль Иосифа, Даниила и Макария при осуществлении идеи национальной и государственной церкви35
Характер литературной и практической деятельности «осифлян»36
Собирание русской святыни и завершение его на соборах 1547 и 1549 гг.38
Противники «осифлян»: Нил, Вассиан и Артемий; их взгляды, их оппозиция «осифлянам» и причины ее неудачи; их судьба40
III. Происхождение раскола43
Союз церкви и государства в XVI в. и его последствия в последующее время43
Зародыш раскола в национальном характере церкви44
Причины предпочтения русской церковной практики – греческой45
Экспертиза Максима Грека и причина ее неудачи46
Перемена в положении партий в XVII веку48
Ученый взгляд на исправление книг49
Кружок новаторов на почве национального благочестия50
Переход Никона на сторону ученого взгляда51
Характер исправлений Никона и отношение к ним ревнителей русской церковной старины52
Окончательный разрыв их с церковью: Аввакум, как представитель крайнего взгляда52
Его отношение к царю53
Его советы пастве54
Религиозный и социальный элементы в расколе55
IV. Судьбы раскола. История поповщины56
Взгляд греческого патриарха и русских споривших партий на значение обрядовых различий56
Выяснение их взаимных недоразумений в позднейшее время57
Чей взгляд одержал верх на соборе 1667 г.?57
Отношение раскольников к соборному приговору58
Ожидание антихриста в 1666 и 1699 годах58
Петр-антихрист60
Несоответствие событий ожиданиям старообрядцев и вызванное этим разногласие старообрядческой общины во взгляде на будущее62
Мнение поповщины63
Неполнота иерархии64
Поиски «древлеправославных епископов»65
Вопрос о чине принятия белого священства66
Столкновение мнений «дьяковщины» и перемазанцев67
Собор 1779 года67
Поиски собственных архиереев67
Перемена в отношении правительства к расколу при имп. Екатерине II, Павле и Александре I и роль Иргизских монастырей68
Новая перемена при имп. Николае I69
«Оскудение священства» и возрождение мысли об отыскании архиерея70
Происхождение Белокриницкой иерархии71
Внутренние разногласия в поповщине, вызванные ее появлением71
Значение поповщины в развитии русской религиозной мысли74
V. Судьбы раскола. История беспоповщины76
Крайнее направление старообрядчества; эпидемия самосожжений77
Реакция против них80
Условия церковной жизни в Поморье и Заонежье, как основная причина распространения там беспоповщины81
Пустынножительство в Поморье82
Развитие Выговского общежития при А. Денисове84
Отношение его к миру и властям85
Внутренние разногласия в беспоповщине: федосеевцы и их распря с поморцами87
Филипповцы88
Вопрос о семье и браке88
Теория Ивана Алексеева89
Изменение в характере споров между новыми московскими центрами беспоповщины со второй половины XVIII в.91
Борьба за брак между Покровской часовней и Преображенским кладбищем92
Раздвоение религиозной мысли вождей и одинаковость настроения массы95
Попытки реставрации беспоповщинского идеала: протест филипповцев против обмирщения федосеевцев96
Протест страннической секты против двоедушия тех и других97
Учение Евфимия98
Новые сделки с миром – его последователей99
Итоги развития беспоповщинской теории и результат этого развитияв общей истории русской религиозной мысли100
VI. Развитие русского сектантства102
Вопрос о происхождении сектантства102
Общие формы религиозной эволюции103
Евангельское христианство и его видоизменения на русской почве XVI столетия104
Что знало правительство и общество этого века о протестантстве106
Расширение этого знакомства для полемнических целей в первой половине XVII в. («прения о вере»)107
Протестантское влияние со стороны шведской границы108
Протестантские взгляды в Москве109
Кружок Тверитинова109
Учение Тверитинова111
Возникновение духовного христианства в России; связь его с беспоповщиной112
Квирин Кульман и предания хлыстовщины113
Преобладание культа и слабость теоретической разработки учения в хлыстовщине XVIII века115
Распространение хлыстовщины116
Реакция против ее распущенности и происхождение скопчества116
Появление более чистой формы духовного христианства и его источники118
Сектантское учение Г.С, Сковороды119
Учение Екатеринославских духоборцев конца XVIII в.120
Уклонения от старого духоборческого учения в жизни и в теории124
Компромисс духоборческого учения со старыми учениями духовного христианства и появление молоканства126
Дальнейший компромисс в учении «субботников»128
Новый толчок к развитию духовного христианства в царствование имп. Александра I128
Возбуждение интереса к сектантству в интеллигентном обществе; кружок Татариновой129
Развитие скопческой теории в произведении камергера Еленского131
Развитие хлыстовской теории в учениях «лазаревщины» и Радаева133
Поднятие духоборческой массы на уровень ее учения135
Обновление евангельского христианства посредством штунды135
Двойственный характер учения штунды: рационалистические, евангелистские и мистические элементы его136
Усиление этического, социального и философского элемента в учениях новейшего сектантства137
Религиозно-философская система «новохлыстов»138
Сравнительное значение старообрядчества и сектантства в общем ходе развития русской религиозной мысли140
Главная тенденция дальнейшего развития сектантства по суждению противосектантского журнала142
VII. Судьбы господствующей церкви145
Настроение паствы, не пошедшей в раскол145
Упадок приходских выборов146
Установление наследственности духовных мест148
Социальное положение духовного сословия149
Образовательный ценз духовенства150
Отношение государства к церкви в XVI и XVII веке151
Теория Никона и ее противоречие действительности152
Потеря церковью ее старинных привилегий153
Смысл уничтожения патриаршества154
Развитие полномочий обер-прокурора156
Соответствие новой формы церковного устройства задачам русской церковной жизни156
Решение вопроса о секуляризации духовных имуществ159
Состояние учения церкви: характер древнерусского богословия160
Влияние схоластического западного богословия161
Первый случай его применения в хлебопоклонной ереси161
Развитие школьного богословия XVIII в.; противоположные системы Стефана Яворского и Феофана Прокоповича163
Дальнейшая судьба богословской науки164
Очерк шестой. Церковь и творчество167
I. Церковь и литература167
Современные остатки христианской легенды167
Ее прошлое и влияние ее на западную литературу168
Незначительность ее влияния у нас в древнейший период171
Живучесть эпического предания и языческой старины171
Отношение церкви к христианской легенде172
«Калики-перехожие» - проводники легенды в народное сознание173
Связь развития христианской легенды на Руси с развитием обрядового благочестия174
XVI-XVII в.в., как время первого усвоения легенды народом (в форме духовного стиха)175
Последствия позднего и неполного влияния христианской поэзии на творчество175
Превращение духовного стиха в раскольничий176
Совмещение христианской легенды с эпической стариной в сознании народной массы176
Легкость реакции против византийского мировоззрения со стороны общества177
История беллетристики, как показатель смены мировоззрений в интеллигентной среде179
Византийско-аскетическое направление изящной литературы конца XVII века («Великое зерцало»)179
Смена «душевнополезной» литературы «потешной» и «умильной»180
Появление сентиментализма и любовной лирики181
Условность в содержании и форме литературы XVIII в.184
Неустановленность литературного языка XVIII в. в сравнении с книжным и деловым языком предыдущей эпохи184
Постепенное вытеснение «славянщины» и «высокого штиля»187
Новый литературный язык образованного общества187
Его сравнительная устойчивость189
Литературные вкусы среднего читателя XVIII в.190
Пределы влияния литературы на жизнь с точки зрения сентиментализма191
Расширение этих пределов поэзией Пушкина192
Спор с Рылеевым и «герои безвременья», как черты переходного состояния литературы193
Возвеличивание роли литературы философской критикой романтизма194
«Мнемозина», как первый манифест новой философско-романтической школы195
Практические выводы из философских теорий195
Реализм и «социальность», как новые лозунги литературы со стороны формы и содержания196
Публицистические задачи новейшей литературы и критики196
Слишком далеко или недостаточно далеко пошло сближение русской литературы с жизнью?197
II. Церковь и искусство199
Церковь и искусство на Западе199
Ход развития западного искусства201
Состояние христианского искусства в момент восприятия его Западом и Россией202
Дальнейшая судьба его на Руси203
Условия развития христианской архитектуры в России203
Вопрос о происхождении особенностей суздальской архитектуры; московские соборы204
Византийский купол и русская «луковица»205
Деревянные параллели луковицы: «бочка» и «куб», «шатер»206
Применение деревянных форм в каменной национальной архитектуре XVI в.208
Отношение церкви к национальному стилю в XVII в. и его упадок209
Период подражания: вкусы заказчиков и стремления художников210
Возрождение национального стиля210
Русский орнамент211
Отсутствие скульптуры212
Древне-русская живопись212
Охранение византийских типов и ремесленный характер их воспроизведения в различных «школах» русской иконографии213
Первые признаки западного влияния на иконографию214
Меры, принятые Стоглавом215
Составление «Подлинника»215
Развитие самостоятельности художника в составлении сложных икон216
Изменение самых приемов иконописания217
Появление светской живописи при московском дворе217
Полемика по поводу «живописного» письма217
Настроение художника конца XVII в. и признаки расцвета религиозной живописи218
Почему этот расцвет не осуществился?219
Период подражания и условности220
Сходство и различие в положении литературы и живописи221
Появление заинтересованной искусством публики и первый шаг живописи от условности к реализму (Брюллов)222
Реалистические стремления Иванова223
Русские жанр: переход жанра от сентиментализма (Венецианов) к реальности и социальным темам (Федотов)224
Шестидесятые годы в искусстве и решительная победа жанра225
Обличительная и реалистическая живопись (Перов и Репин)226
Параллели из истории русской музыки: церковное пение и народная песня227
Первые шаги самостоятельного развития русской музыки в «демественном пении» XVI в.228
Период заимствований229
Разница в отношении и публики к заимствованной музыке и к заимствованной литературе229
Появление национального музыкального стиля (Глинка и «кучка»)230
Периоды в развитии русского искусства и литературы232
Очерк седьмой. Школа и образование237
I. Допетровская школа237
Разница взглядов на образованность людей Руси237
Грамотность старинного духовенства: советы Геннадия и решения Стоглавого собора238
Результаты XVI века239
Решение собора 1666-1667 гг.240
К потребности в грамоте присоединяется потребность в грамматике240
Круг средневековых «свободных знаний» и программа православной школы начала XVII в.241
Воспитанники киевской академии в Москве и полемика о пользе школы2422
Первые попытки устройства школы в Москве под влиянием «Прений о вере»243
Возобновление этих попыток под влиянием борьбы с расколом244
Вопрос о направлении школы и полемика по этому вопросу между учениками Симеона Полоцкого и Епифания Славинецкого245
Решительная борьба за направление школы при царе Федоре247
Академия, как средство борьбы против религиозного радикализма249
Греческие учителя академии и латинская наука250
Противодействие ей со стороны церкви и итоги борьбы за школу в XVII веке250
II. Состояние знаний в допетровской Руси253
Математические знания: счисление253
Арифметика254
Геометрия (землемерие)255
Астрономия256
Смена византийских космографических представлений средневековыми257
Астрология258
Первые календари259
Естественно-исторические познания: сведения о зверях и птицах («физиолог»)260
Первые музеи262
Антропологические познания: гуморальная теория четырех темпераментов263
Древнерусская медицина264
Первые лечебники265
Фармакопея («травники»)266
Книжные источники народной мудрости267
Исторические знания: всеобщая история (переводные хронографы и их русские переделки в 1512 и 1617 гг.)268
Национальная историография: первая система русской истории271
Переход от летописного изложения к прагматическому, от теологических толкований к реальным272
Словесные знания: буквари274
Грамматика274
Диалектика и риторика275
Отношение к философии275
Энциклопедия древней Руси: «Азбуковник» двух видов276
Резюме277
III. История школы XVIII столетия279
Происхождение профессиональной петровской школы279
Первая сеть провинциальных школ280
Статистика цифирных школ и их учеников281
Упадок цифирных школ и слияние их с гарнизонными281
Положение епархиальных школ, их статистика, превращение их в семинарии283
Неудачная попытка создать народную школу при Петре285
Задачи петровской школы: отсутствие педагогической точки зрения и общеобразовательного характера286
Профессиональность и сословность петровской школы287
Первая попытка устройства общеобразовательной школы (академический университет и гимназия)291
Неудача этой попытки292
Попытка Шувалова – сделать общеобразовательную школу сословной (дворянской)294
Слабый успех этой попытки295
Отношение дворянства к школе296
Новые педагогические идеи, усвоенные Екатериной296
Ее попытка сделать школу орудием воспитания (закрытые заведения, начало женского школьного образования)298
Неудача воспитательной деятельности школы300
Устройство школы общеобразовательной и бессословной: система Янковича де-Мириево302
Меры к ее осуществлению304
Отношение населения к школе Екатерины305
Положение учителей307
Цифровые итоги развития школьного образования в конце XVIII в.309
Проекты и попытки устройства низшей народной школы310
IV. История школы XIX столетия313
Общий характер этой истории313
Неполнота екатерининской учебной системы и систематическая реформа школы в 1804 г.314
Средняя школа по уставу 1804 г.315
Происхождение университетов в С.-Петербурге, Казани и Харькове317
Положение профессоров по уставу и в действительности319
Положение студентов: их численность сравнительно с другими учебными заведениями321
Их подготовка322
Новые меры для подготовки профессоров323
Отношение общества к гимназии323
Перемена ее назначения в реформе гр. Уварова (1811-1817)324
Побуждения, вызвавшие общую реформу 1828 г.326
План Шишкова326
Осуществление плана: по отношению к уездным училищам;328
к гимназиям (споры о их программе, устройство пансионов);328
к университетам332
Новые профессора и новая аудитория тридцатых и сороковых годов333
Меры против переполнения высшей школы334
Перемены в гимназической программе и ослабление классицизма в 1849-1851 гг.335
Усиление контроля над университетами и профессорами336
Третья общая реформа школьной системы в 1863-1864 г.г.: ее приемы338
Университетская автономия по уставу 1863 года339
Полемика по вопросу об устройстве учебной части и об отношении университета к студентам340
Полемика между защитниками классической и реальной школы343
Компромисс устава 1804 г.345
Новые усилия сторонников классицизма и гимназическая реформа 1871 г.347
Выработка университетского устава 1884 г.348
Цифровые итоги развития высшего, среднего и низшего образования в учреждениях министерства народного просвещения349
История начальной школы XIX в.: приходские училища уставов 1804 и 1828 гг.351
Первая сельская школа (у казенных и удельных крестьян)352
Усиленное открытие школ в начале шестидесятых годов и значение цифр, показанных ведомствами государственных имуществ и духовным353
Постановка вопроса о народной школе в полемике по поводу реформы 1864 г.354
Переход заведования начальной школой к земству357
Цифровые итоги развития земской школы359
Положение вопроса о всеобщем обязательном обучении в семидесятых годах361
Усиление интереса в школе грамотности и ее идеализация противоположными партиями361
Новая постановка вопроса о всеобщем обучении363
Заключение366
Разрыв интеллигенции и народа, как основная тема 2-й части «Очерков»366
Как не следует ставить вопроса о причинах разрыва?367
Как ставят этот вопрос «Очерки»368
Роль веры на Западе и у нас, как причина различия в характере разрыва368
Разница в истории творчества, как следствие различия в истории веры372
Разница в положении школы, как следствие различия в отношении церкви и государства373