Оглавление
Чтение первое – в нем автор пытается уяснить смысл в русской истории петровского преобразования, говорит о том, что это было естественное и необходимое явление в народной жизни конца XVII начала XVIII в., переход из одного возраста в другой, который западноевропейские народы совершили на двести лет раньше5
Чтение второе – очерк экономического быта древней России, в котором говорится о причинах задержки исторического развития страны13
Чтение третье – разговор о существенных чертах преобразований, когда народ осознал свою бедность и ее причины «через сравнение себя с богатыми народами и устремился к приобретению тех средств, которым заморские народы были обязаны своим богатством»22
Чтение четвертое – после того, как необходимость движения на особый путь была осознана народом, должен был появиться вождь; автор дает главные определения Петру – «великий» и «в работе пребывающий» и говорит об опасных сторонах положения, «в которое становился русский народ в эпоху преобразований вследствие своей связи с живыми и сильными народностями, от которых должен был заимствовать плоды цивилизации»31
Чтение пятое – рассуждение об «учителях» и «учениках»; Петр сам проходит практическую школу и заставляет других проходить ее, имея в виду при этом развитиесамостоятельной деятельности русского народа; о воспитании Петра; первые «полезные» дела39
Чтение шестое – создание флота; рассуждения о личности Петра и об обществе его времени; стрельцы и Петр; указ об учреждении бурмистрской палаты его значение48
Чтение седьмое – указ о брадобритии и перемене платья, его значение; рассуждение о нравственных силах лидера и народа; о том, что для России в покорении врага заключается необходимая оборона от него; взгляд Петра на войну58
Чтение восьмое – Шведская война; взгляд победителя на значение победы67
Чтение девятое – воспитательное значение преобразовательной деятельности Петра77
Чтение десятое – церковь в эпоху Петра; восстания за старину; башкирский бунт, волнения донских казаков, булавинский бунт; положение России после Полтавской победы87
Чтение одиннадцатое – война с турками 1711 – 1713 гг. и ее значение; прием славян и других христиан восточного исповедания в русскую службу; внешняя политика Петра после 1713 г.; внутренняя деятельность Петра во время Северной войны и после нее97
Чтение двенадцатое – Сенат; злоупотребления; Меншиков; Петр и царевич Алексей; забота о торговых и промышленных людях; крестьянский вопрос; преобразования в Малороссии; последний подвиг Петра107
Речь Соловьева, произнесенная на торжественном собрании Императорского московского университета 30 мая 1872 г.123