Календарь


Печать Святополка Изяславича. Киев, 1093-1113 гг.

1113 год. 16 апреля умер киевский князь Святополк Изяславич. После его смерти в Киеве началось восстание

«В начале 1113 года видели в Киеве солнечное затмение: небесное знамение предвещало смерть Святополкову, по словам летописца: князь умер 16 апреля, недолго переживши Давыда Игоревича, умершего в мае 1112 года. По Святополке плакали бояре и дружина его вся, говорит летописец, но о плаче народном не упоминает ни слова; княгиня его раздала много богатства по монастырям, попам, нищим, так что все дивились: никогда не бывало такой милостыни; Святополк был благочестив: когда шел на войну или куда-нибудь, то заходил прежде в Печерский монастырь поклониться гробу св. Феодосия и взять молитву у игумена; несмотря на то, летописец не прибавил ни слова в похвалу его, хотя любил сказать что-нибудь доброе о каждом умершем князе. В житиях святых печерских находим дополнительные известия. которые объясняют нам причину молчания летописца: однажды вздорожала соль в Киеве; иноки Печерского монастыря помогали народу в такой нужде; Святополк, узнав об этом, пограбил соль у монахов, чтоб продать ее самому дорогою ценою; игумен Иоанн обличал ревностно его корыстолюбие и жестокость: князь заточил обличителя, но по том возвратил из опасения вооружить против себя Мономаха Сын Святополка, Мстислав, был похож на отца: однажды разнеслась весть, что двое монахов нашли клад в пещере; Мсти слав мучил без пощады этих монахов, выпытывая у них. где клад. Этот Мстислав был рожден от наложницы, которая, по некоторым известиям, имела сильное влияние на бесхарактерного Святополка. При нем, говорит автор житий, много было насилия от князя людям; домы вельмож без вины искоренил, имение у многих отнял; великое было тогда нестроение и грабеж беззаконный. Таково было княжение Святополка для киевлян. Легко понять, что племя Изяславово потеряло окончательно народную любовь на Руси; дети Святослава никогда не пользовались ею: мы видели, какую славу имел Олег Гориславич в народе; в последнее время он не мог поправить ее, не участвуя в самых знаменитых походах других князей. Старший брат его, Давыд, был лицо незначительное; если он сделал менее зла Русской земле, чем брат его, то, как видно, потому, что был менее его деятелен; но если бы даже Давыд и имел большое значение, то оно исчезало пред значением Мономаха, который во все княжение Святополка стоял на первом плане; от него одного только народ привык ждать всякого добра; мы видели, что в летописи он является любимцем неба, действующим по его внушению, и главным зачинателем добрых предприятий; он был старшим на деле; любопытно, что летописец при исчислении князей постоянно дает ему второе место после Святополка, впереди Святославичей: могли ли они после того надеяться получить старшинство по смерти Святополковой? При тогдашних неопределенных отношениях, когда княжил целый род, странно было бы ожидать, чтоб Святополково место занято было кем-нибудь другим, кроме Мономаха. Мы видели, как поступили новгородцы, когда князья хотели вывести из города любимого ими Мстислава; также поступают киевляне по смерти Святополка, желая видеть его преемником Мономаха. Они собрали вече, решили, что быть князем Владимиру, и послали к нему объявить об этом: "Ступай, князь, на стол отцовский и дедовский", - говорили ему послы. Мономах, узнав о смерти Святополка, много плакал и не пошел в Киев: если по смерти Всеволода он не пошел туда, уважая старшинство Святополка, то ясно, что и теперь он поступал по тем же побуждениям, уважая старшинство Святославичей. Но у киевлян были свои расчеты: они разграбили двор Путяты тысяцкого за то, как говорит одно известие, что Путята держал сторону Святославичей, потом разграбили дворы сотских и жидов; эти слова летописи подтверждают то известие, что Святополк из корыстолюбия дал большие льготы жидам, которыми они пользовались в ущерб народу и тем возбудили против себя всеобщее негодование. После грабежа киевляне послали опять к Владимиру с такими словами: "Приходи, князь, в Киев; если же не придешь, то знай, что много зла сделается: ограбят уже не один Путятин двор или сотских и жидов, но пойдут на княгиню Святополкову, на бояр, на монастыри, и тогда ты, князь, дашь богу ответ, если монастыри разграбят". Владимир, услыхавши об этом, пошел в Киев; навстречу к нему вышел митрополит с епископами и со всеми киевлянами, принял его с честью великою, все люди были рады, и мятеж утих».
Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том 2, глава 3. М.: Мысль, 1989

История в лицах


Русская летопись:
В лѣт̑ . ҂s҃ . х҃ . к҃а . [6621 (1113)] Бс̑ь знаменье въ слн҃ци . въ . а҃ . часъ . дн҃е . быс̑ видити . всѣмъ людемъ . ѡстасѧ слн҃ца . мало аки мс̑ца доловъ рогома . мц҃а . марта . въ . ѳ҃ı . дн҃ь . а луны . въ . ѳ҃ . к҃ . се же бывають знаменьӕ . не на добро бывають знаменьӕ въ слн҃ци и в лунѣ . или звѣздами не по всеи землѣ . но в которои любо земл̑ѣ . аще будеть знаменье . то та землѧ и видить . а ина землѧ не видить . тако се древле во дн҃и (н) а Ѡнтиѡховы . быша знаменьӕ въ Ерс̑лмѣ . ключисѧ ӕвлѧтисѧ на въздуси на конихъ . рыщуще во ѡружьи . и ѡружьемь двизанье . то се бѧше въ Иерусолимѣ токмо . а по инымъ землѧмъ не бѧше сего . ӕкожь бысть знаменье въ слн҃цѣ . проӕвлѧше Ст҃ополчю см҃рть . по семь бо приспѣ празникъ пасхы . и празьноваша . и по празницѣ разболисѧ кнѧзь . а престависѧ благовѣрныи кнѧзь Михаилъ зовемыи Ст҃ополкъ . мс̑ца априлѧ . въ . s҃ı . дн҃ь . за Вышегородомъ . и привезоша и в лодьи Киеву и спрѧтавше тѣло его . и възложиша на санѣ . и плакашесѧ по немь боӕре и дружина его всѧ . пѣвше над нимь ѡбычныӕ пѣсни . и положиша въ цр҃кви ст҃го Михаила. юже бѣ самъ создалъ
Цитируется по: Полное собрание русских летописей. Т. 2. Ипатьевская летопись. — СПб., 1908


Мир в это время


    В 1113 году Пьер Абеляр открывает школу в Париже

    Каноник Фульбер застает врасплох Абеляра и Элоизу. Ж.Виньо. 1819 год
    «Абеляр (Abélard, Abailard) Пьер (1079, Палле, - 21.4.1142, аббатство Сен-Марсель, близ Шалон-сюр-Сон), французский философ, богослов и поэт, учился в Париже у Росцелина и Гильома из Шампо. В 1113 году открыл собственную школу, привлекшую множество учеников. Трагическая история любви Абеляра к Элоизе закончилась уходом их в монастырь (1119 год). В споре о природе универсалий Абеляр развил учение, названное позже концептуализмом: общие понятия не являются ни реальностями, ни простым словесным обозначением, а заключены в значении слова и представляют собой мысленное содержание, относимое ко множеству отдельных вещей на основании имеющегося сходства или совпадения между ними. В этике Абеляр перенёс акцент с поступка на намерение и критерием нравственности считал согласие с совестью. Разработка Абеляром схоластической «диалектики», заключавшейся в выявлении противоположных аргументов (соч. «Да и нет» - «Sic et non»), сделала его одним из крупнейших представителей схоластического метода. Рационалистическая направленность теологии Абеляра («понимаю, чтобы верить») вызвала протест представителей ортодоксальной мистики (Бернар Клервоский); учение Абеляра было осуждено Суассонским (1121) и Сансским (1140) соборами, а также папой Иннокентием II.

    Психологической глубиной отличаются латинские любовные стихи Абеляра, его автобиография «История моих бедствий» (1132-36, изд. 1616, русский перевод 1902, 1959) и переписка Абеляра и Элоизы (1132-35), которая была переведена уже в 12 веке с латинского языка на французский и вдохновляла многих писателей».
    Цитируется по: Большая Советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970-1977
даты

Апрель 2024
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"